Добавил St.sebastian 
02 апреля 2010 г.
Смотрели сегодня 2 раза, за неделю 12 раз,
всего 3397 раз
Это место в разное время
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
165x240
344x500
550x800

Лётное поле Кунцевского 4-го воздухоплавательного дивизиона

Место между Москвой-рекой и Большой Филёвской улицей приглянулось военным ведомствам. Здесь устроились разные воинские части. Липовая роща (Филёвский парк) заканчивалась забором, за которым находилось подразделение ПВО, занимавшее место до дома отдыха «Ударник» и дома Нарышкина. Далее шли дачные дома, построенные ещё Шелапутиным и Солдатенковым (оба почётные граждане Москвы) и тоже занятые военными вплоть до местечка «Выстрел», выходившего на Рублёвское шоссе.
Московский 4-й воздухоплавательный отряд и 15-й воздухоотряд в 1918 г. были размещёны в д. Давыдково, а в 1921 г. были перебазированы в Кунцево.
Кунцевский воздухоплавательный отряд проводил свою работу. Здесь испытывались новые воздушные шары, аэростаты, стратостаты. Велась здесь и научная работа. Учёные поднимались на воздушных шарах и вели научные исследования атмосферы. Не менее важное значение власть придавала воздушным полётам в пропагандистских целях. За полётами на побитие мировых рекордов в воздухоплавании следила вся страна. Такие пропагандистские шоу, как правило, устраивались в канун больших праздников или других важных событий, происходящих в стране.
Отсюда стартовали стратостаты "Осоавиахим-1", "СССР-1", "СССР-1 бис", "Комсомольская Правда".
В 1956 году аэростаты заграждения были сняты с вооружения Войск противовоздушной обороны страны, части АЗ расформированы. Аэростаты наблюдения состояли на вооружении Сухопутных войск до середины 50-х годов, когда выполняемые ими задачи перешли к вертолетам.

Тэги: Кунцево авиация аэродром Фили-Кунцево фили
Мы считаем, что снимок сделан между 1933-1934 годами (направление съемки — север)
54 Комментария
Danushka  сказал 02 апреля 2010, 13:38

Уважаемый St.sebastian, чтобы не начинать наш с Вами старый диспут, я убрала из комментариев, что улица Б. Филевская (ул. Воровского в 30-х годах) называлась Красной улицей (это упоминание было только в воспоминаниях одного человека). Карты 30-х годов - http://retromap.ru/mapster.php?panes=2&left=0020090&right=0619381&zoom=14&lat=55.742670&lng=37.490072 и справочники говорят о другом.

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 13:49

Я сам хотел убрать, но забыл в спешке. Спасибо.

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 14:13

Хотя, мы так и не выяснили, как называлась это местность в 1920-1930-е годы. Может быть, кто-нибудь из знатоков подскажет название улицы?

Danushka  сказал 02 апреля 2010, 15:12

Да, дорога на всех картах не подписана. Ул. Воровского на картах везде обрывается в районе нынешнего перекрестка с Минской. Интересно, а по какому адресу в документах того времени числился Кунцевский воздухоплавательный отряд. Хотя возможно, что адреса и не имел.

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 15:55

Это место в 1920-1940-е годы было западнее Филей, севернее Мазилова и не было Москвой. На территории парка было множество дач. В мемуарах фигурирует как Кунцево, Старое Кунцево. Бывшая Звенигородская (до ХIХ века - Покровская)дорога, шедшая ранее от Шелепихи вдоль речушки Фильки, утратила себя. Рублёвское шоссе было соединено с Можайским через железнодорожный переезд.

St.sebastian  сказал 13 апреля 2010, 12:36

Здесь есть фотографии "местечка Новое Кунцево": http://www.kuncevo-online.ru/r_fili_davidkovo.php

seakonst  сказал 02 апреля 2010, 16:21

Улицей Воровского она проназывалась до 1952. Даже здесь ещё прежнее название http://retromap.ru/mapster.php?panes=1&left=0020090&right=051957&zoom=14&lat=55.744361&lng=37.484750 - видно, у стейтсов устаревшие данные были.

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 16:41

Америкосы явно запутались. Слава нашим контрразведчикам! :)

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 16:49

Если серьёзно - ул.Воровского была в деревне Фили, а интересует название продолжения этой дороги в сторону Нарышкинского дворца и Рублёвского шоссе.

seakonst  сказал 02 апреля 2010, 16:58

Подозреваю, что за тогдашней городской чертой дорога вообще никак не называлась, имея по сторонам только усадьбу, церковь да спецобъекты за заборами.

Danushka  сказал 02 апреля 2010, 17:36

Тоже склоняюсь к такому мнению

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 21:21

Получается, эти места относились к посёлку (затем городу) Кунцево? Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве. Усадьба Кунцево, пристань Кунцево, Кунцевский воздухоплавательный дивизион, дачи в Кунцево... Но должен же быть какой - нибудь адрес? Кунцево же большое.

seakonst  сказал 02 апреля 2010, 22:16

Это была территория Кунцевского (чуть ранее - Козловского) района МО. Точных границ города в 30-х не знаю. Дорога из Филей в Кунцево могла адресов и не иметь.

Taboh  сказал 02 апреля 2010, 22:18

Скорее всего, дорога та никак не называлась и была не дорогой вовсе, а каким-нибудь проездом. А отряд, вовсе, вместо адреса имел номер. Те, "кому положено", знали что скрывается за номером объекта, а остальным особо знать и не надо было...

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 23:22

Но ведь были и гражданские объекты. Нашёл топоним "Кунцевский парк". Были ещё "Дача №15" - возле Новозаводской улицы и "Пристань Дача №18" - между пристанями "Фили" и "Кунцево".

Danushka  сказал 03 апреля 2010, 00:08

Да, гражданские наименование типа "дача №.." встречаются, но в большинстве случаев связано с "номерами". Мой отец в начале 60-х, тогда еще студент МАИ, получил направление на практику в п/я 222 в Филях (это все что было сказано). Приехав на ж/д станцию "Фили", начал спрашивать как найти п/я 222 - ему ответили просто иди прямо до водонапорной башни. п/я 222, он же завод № 23 (до войны завод №22), ныне Хруничев.

St.sebastian  сказал 03 апреля 2010, 00:25

Американскому шпиону говорят: - Забросим тебя в СССР, ты иди в такой-то город и найди там универмаг, там напротив будет секретный завод. Ну забросили его в СССР, нашёл он тот город, идёт по главной улице, ищет универмаг. Спрашивает у бабки: - Бабушка, не подскажешь, где здесь универмаг? - А видишь секретный завод, сынок? Вот напротив него и универмаг.

Danushka  сказал 02 апреля 2010, 17:39

Если быть более точным, то в деревне Фили были 2 улицы - Красная и Черная. Улица Воровского относилась к поселку Фили (бывшие 23-е дома)

St.sebastian  сказал 08 апреля 2010, 17:13

Нашёл ещё два топонима: "Солдатенкова слобода" и "Шелапутинский парк". http://www.etomesto.ru/?group=6&find=1&full=0&point=0&x=37.47917175293&y=55.727690092027#

Danushka  сказал 08 апреля 2010, 18:34

Происхождение топонимов понятно - Шелапутин Павел Григорьевич и Солдатенков Василий Иванович два крупнейших землевладельца бывших Нарышкинских владений. Оба владели разными частями парка. Вот поэтому немцы и дали такие топонимы. Другой вопрос на основании чего они так "написали". Ведь только на их картах встречаются такие названия. И еще про топонимы - встречала еще упоминание Дача №17 (в описании последствий авианалета на Фили 22.07.41).

St.sebastian  сказал 08 апреля 2010, 19:07

Ещё "встречал" Дачу № 15 - на центральной аллее Филёвского парка, возле круга у реки. По описанию, там жили немецкие специалисты после войны. Присталь Дача №8 отмечена на etomesto на территории завода Хруничева.

St.sebastian  сказал 08 апреля 2010, 19:09

Ошибся, ПЕРЕД войной, в 1930-е.

St.sebastian  сказал 08 апреля 2010, 19:22

Немецкая карта составлена на подоснове нашей. Сверху нанесен немецкий перевод.

Danushka  сказал 09 апреля 2010, 00:21

Мне следовало слово немецкая взять в кавычки. Ни на одной "советской" карте 20-х - 30-х годов нет таких топонимов. Да и сомневаюсь, что после революции стали бы упоминать Шелапутина и Солдатенкова. Остается вопрос на основе какой карты была сделана "немецкая".

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 01:05

Это пятисотметровки Генштаба Красной армии 1924-1931-1939 годов. Они до сих пор секретны.

Danushka  сказал 09 апреля 2010, 01:31

500-метровки, составленные на основе съемок 1922-1928 годов уже очень давно есть в открытом доступе. И подобных топонимов там нет и в помине.

Photosnob  сказал 09 апреля 2010, 01:22

В русском "подвале" немецкой карты указано: по материалам 250 и 500-метровок 22-28гг. и 100-м 26-28гг.

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 01:29

Ну вот, Вы сами и ответили. У меня, к сожалению, нет этой карты с выходными данными. А что там сверху написано?

Danushka  сказал 09 апреля 2010, 01:35

На русской карте (без немецких подписей) написано "Москва и окрестности" лист №-37-3-В-Г Повторюсь, что на ней нет вышеупомянутых топонимов

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 01:44

Это не та карта. Так не пишут на картах Генштаба. Вот такая надпись на 100-метровке: 1938-39 гг. Второе издание 1941 г. Генеральный штаб Красной армии. N-37-3 (Кунцево) Секретно.

Danushka  сказал 09 апреля 2010, 02:08

Так - N-37-3 (Кунцево)- пишут на километровках, а не на 500-метровках. На 500 метровках каждый квадрат еще делится на А-Б-В-Г (А-B-C-D). Надеюсь про деление квадратов 250-метровок не стоит продолжать? Уважаемый St.sebastian, коллекционирование карт, еще одна моя слабость и уж поверьте, я в них умею разбираться.

Photosnob  сказал 09 апреля 2010, 02:42

Русская "шапка" на немецком листе отсутствует, но прописаны источники как: Blatt Nr N-37-3-АБ,1933; N-37-3-B,1935; N-37-3-Г,1935. Т.е. для Кунцево использовался стандартный лист, несдвоенный.

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 03:08

Судя по последней букве, надо искать русский лист N-37-3-Г, 1935 года? Или немецкий Blatt?

Photosnob  сказал 09 апреля 2010, 03:24

Всё же Лист был источником, наверное. С другой стороны, могла быть его Blattная копия ?

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 04:35

На немецком Blatt'е Ногинского района нашёл посёлок Затишье и дублирущее название - Elektrostalj. Переименован в 1928 году. Значит, источники - ещё старее.

Photosnob  сказал 09 апреля 2010, 04:44

Нормальное явление - издание 1935 года по материалам съемки 1922-28 годов.

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 05:22

Картографическая основа - это одно. А названия населённых пунктов - совсем другое. На советских картах 1930 года уже был Электросталь.

Khebeb  сказал 02 апреля 2010, 21:51

там даже военная прокуратура Мытищинского гарнизона (так и называлась) на моей памяти была (году в 1987), хотя, казалось бы, причем тут Мытищи

St.sebastian  сказал 02 апреля 2010, 23:17

Вполне возможно. Военные прокуратуры и КЭЧ хоть и носят "географические" названия, обслуживают определённые управления Минобороны и рода войск.

Taboh  сказал 03 апреля 2010, 22:28

Наверное, это такая же военная хитрость, как и код региона на военных (черных) автомобильных номерах :) Если кто не знает, у военных это поле означает вовсе не регион "приписки"...

St.sebastian  сказал 04 апреля 2010, 15:22

Совершенно верно, чёрные номера тоже нумеруются по военным округам, управлениям Минобороны и родам войск.

Danushka  сказал 09 апреля 2010, 00:18

А вот и искомая территория в правом верхнем углу на снимке 1941 - http://www.wwii-photos-maps.com/aerialmoscowscans/GX1153SDR-080742/slides/GX1153SDR-080742-094.html

Photosnob  сказал 09 апреля 2010, 01:51

А черные зигзаги с белыми отвалами - это рвы, что ли?

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 02:03

Противотанковые рвы. Там до сих пор остались ЖБОТы.

Danushka  сказал 09 апреля 2010, 02:18

Да. О СТРОИТЕЛЬСТВЕ УКРЕПЛЕННОЙ ЛИНИИ ОБОРОНЫ ПОД МОСКВОЙ 25 ноября 1941 г. Председателю Государственного Комитета Обороны Союза ССР товарищу Сталину И.В. Постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве укрепленной линии обороны под Москвой выполнено. Линия укреплений, проходящая от Москвы-реки в районе Рублево через Кунцево, Аминьево–Никольское, Воронцово, Зюзино, Царицыно, Братеево, — закончена. Кроме этой линии, заканчивается в ближайшие 2-3 дня линия, идущая по северной части города: Рублево-Павшино, Красногорск, Химкинское водохранилище, Фуниково, Лианозово, Подушкино, Мытищи. Всего построено на этой линии укреплений: 1428 артиллерийских и пулеметных ДОТ ов и ДЗОТ-ов, 165 километров противотанковых рвов, поставлено 111 километров трехрядной колючей проволоки и большое количество баррикад и противотанковых ежей. Всего на этих линиях укреплений участвовало более 100 тысяч москвичей, главным образом женщин. В настоящее время развернуты работы по строительству укреплений на востоке от города, по линии Люберцы–Салтыковка.

St.sebastian  сказал 09 апреля 2010, 02:16

Вот ещё, с нанесёнными линиями обороны в районе Фили: http://www.wwii-photos-maps.com/aerialmoscowscans/GX1153SDL-081142/slides/GX1153SDL-081142-090.html

Danushka  сказал 20 апреля 2010, 00:09

Сегодня каталась на велосипеде в том районе. На окраине нынешнего футбольного поля ближе к обрыву обнаружила остатки дороги, мощенную булыжником. Интересно, когда ее выложили булыжником

St.sebastian  сказал 21 апреля 2010, 02:42

Поточнее - где это место?

Danushka  сказал 21 апреля 2010, 09:11

Приблизительно район выделила - http://maps.yandex.ru/-/CBTL5ua

Taboh  сказал 21 апреля 2010, 09:22

Дороги ли? Зачем она там? Проеду в выходные, посмотрю внимательнее...

Danushka  сказал 21 апреля 2010, 09:42

Рискну предположить, что была дорога поверху Москва-реки от Мызы Нарышкина (нынешняя площадь наверху зеленой дорожки) до усадьбы в Кунцево. Булыжник еще есть на спуске к Москва-реке (спуск который на уровне Минской улицы)

St.sebastian  сказал 05 ноября 2010, 11:11

Нашел этот странный участок. Прямолинейный участок дороги вдоль берёзовой аллеи, мощёный булыжником. С обеих сторон - канава. Длина - 150 метров, ширина - до 3,8 м. Больше нигде следов булыжников нет. Судя по возрасту деревьев на аллее - построена военными по периметру лётного поля: http://retromap.ru/mapster.php?panes=2&left=061942&right=0519661&zoom=16&lat=55.741885&lng=37.466404

Danushka  сказал 05 ноября 2010, 11:26

Возможно, что и так. Повторюсь, булыжник есть еще на спуске к Москва-реке - http://retromap.ru/mapster.php?panes=2&left=061942&right=0519661&zoom=15&lat=55.746728&lng=37.475781

Danushka  сказал 01 сентября 2010, 13:22

Интересный пост в ЖЖ на тему "место взлета "ОСОАВИАХИМ-1" - http://avia-gorizont.livejournal.com/14965.html