Добавил silver44 
21 сентября 2009 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 2 раза,
всего 1444 раза
Это место в разное время
1959
1959
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x191
500x398
800x637

Арбатская площадь


Мы считаем, что снимок сделан в 1934 году (направление съемки — север)
25 Комментариев
shchipok  сказал 22 сентября 2009, 10:08

О предложенной датировке (1936-1940): согласно истории маршрута трамвая №15 (http://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-015.htm), этот трамвай ходил до Арбата с 1908 до 1931 гг., причём с 1912 до 1931 гг. сворачивал с Арбатской площади на улицу Арбат. А вот в 1934 году этот маршрут не доезжал по Бульварному кольцу до Арбатской площади – он делал поворот на ул. Герцена (Б. Никитскую) от площади Никитских ворот.

huck  сказал 20 октября 2010, 07:36

Согласно предложенной вами таблице, с 1931 г. (не до 1931) 15 маршрут стал ходить до Новодевичьего, но все еще через Арбат.

shchipok  сказал 20 октября 2010, 10:20

В самом деле – не в ту графу таблички я глянул, вчитываясь в историю трамвайного маршрута №15 («Акелла промахнулся»© - глазомер подвёл). Чур, моя ошибочка! Этот маршрут ПЕРЕСТАЛ ходить через Арбат (и, соответственно, через Арбатскую площадь) в 1934 году, т.е. именно в тот год, когда по Арбату и через Арбатскую площади НАЧАЛ ходить троллейбус маршрута №2 (http://trolley.ruz.net/history/routes/moscow/route-002.htm). Поскольку тут в кадре одновременно трамвай №15 и троллейбус, то получается, что этот снимок сделан в 1934 году – именно в нём, не раньше и не позже. Прошу уважаемых модераторов обратить внимание на одновременность таких транспортных событий, и вместо нынешней «уклончивой» датировки (1936-1940) поставить твёрдой рукой год одна тысяча девятьсот тридцать четвёртый (1 9 3 4) от Рождества Христова.

huck  сказал 20 октября 2010, 10:32

Fixed.

shchipok  сказал 20 октября 2010, 15:26

Thank you very much indeed!

St.sebastian  сказал 21 октября 2010, 06:52

Я вижу пустой трамвай 15 маршрута. Вполне вероятно, что он едет на свою линию из трамвайного депо Артамонова на Пироговке коротким путём.

shchipok  сказал 21 октября 2010, 10:22

Очень правдоподобно/реалистично предположение о переезде трамвая маршрута №15 от депо к месту «постоянной работы». Но, как бы то ни было, трамвай не пуст – при увеличении снимка до размеров оригинала можно усмотреть (во обоих прицепных вагонах) кое-какие части пассажирских тел, выставленные в окна, приподнятые по случаю теплой погоды (в вагонах тех времён окна открывались пассажирами путём поднятия вверх оконного стекла с последующей фиксацией оного двумя боковыми защёлками на желаемой высоте, и нижний уровень образовавшегося просвета всегда находился на уровне локтя сидящего у окна пассажира). P.S. В таких «ретро» вагонах (мне очень часто доводилось ездить на таких в 1940-1950-х гг.) на каждом оконном «подоконнике» была привинчена табличка «Не высовываться» - при полностью поднятым (на всю высоту) скользящем оконном полотне возникала возможность высунуться как минимум до пояса, а это было «чревато», потому что были случаи, когда «шибко сильно» высунувшиеся люди калечились (а то и погибали) при «встрече» со столбом, стоявшим в межпутном пространстве (такие столбы ставились с дореволюционных времён, чтобы крепить на них коромыслообразные кронштейны для подвески контактных проводов сразу над обоими путями).

shchipok  сказал 21 октября 2010, 10:29

ПОПРАВКА: нижний уровень открытого трамвайного окна оказывался не на уровне локтя сидящего рядом пассажира, а на уровне подмышки, а это позволяло высунуть в окно, не привставая с сиденья, локоть, а то и плечо и голову ради освежения встречным ветерком во время движения.

Olgara  сказал 21 октября 2010, 11:09

Ваш рассказ напомнил, казалось бы забытые навсегда, железные защелки на окнах вагонов, которые всегда с трудом срабатывали:)

shchipok  сказал 21 октября 2010, 11:39

Виноват - очепятка (а не ошибка в падежном окончании): не "при полностью поднятЫм", а "при полностью поднятОм".

Photosnob  сказал 23 октября 2010, 21:36

Между прочим, трамваи и троллейбусы (в отличии от автобусов) при движении в парк/из парка берут пассажиров на попутных остановках. Так что версию с движением "пятнашки" вне маршрута нельзя сбрасывать со счетов.

Adrian сказал 20 октября 2010, 02:15

Троллейбус №2 ходил через Арбатскую пл. с 1935 года.

shchipok  сказал 20 октября 2010, 02:43

Нет, не с 1935 г., а с 1934-ого - http://trolley.ruz.net/history/routes/moscow/route-002.htm

Olgara  сказал 20 октября 2010, 10:42

Милое довоенное фото...

Adrian сказал 20 октября 2010, 21:21

Если быть точным,то 2-ой был пущен 10.12.1934 года. Т.е. в 34-м он ходил последние 3 недели. Но на снимке явно не Рождество.

shchipok  сказал 21 октября 2010, 00:23

В каком источнике можно найти эту точную (десятое декабря 1934 года) дату? На сайте http://trolley.ruz.net/ таких подробностей что-то не видно.

huck  сказал 21 октября 2010, 11:14

Таких подробностей нет, но в разделе http://trolley.ruz.net/history/short.htm написано: "в декабре 1934 г. закончили постройку второй линии по Арбату до Дорогомиловской заставы".

shchipok  сказал 21 октября 2010, 11:34

Если в декабре 1934 г. ЗАКОНЧИЛИ эту вторую линию на отрезке от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы, то можно предположить (с достаточной степенью вероятности), что к тому моменту уже было ЧТО заканчивать, т.е. троллейбус мог курсировать по ул. Коминтерна (бывшей и нынешней Воздвиженке) всего лишь до Арбатской площади ЕЩЁ ДО ТОГО радостного события, которое именуется ОКОНЧАНИЕМ второй лини. Кстати, пуск троллейбуса по Арбату совпал со снятием там трамвайных рельсов - по Арбату не было одновременного движения троллейбусов и трамваев, и именно по этой причине трамваю маршрута №15 приходилось после 1934 года сворачивать на ул. Герцена у Никитских ворот, не доезжая до Арбатской площади. ВЫВОД: одновременное появление на Арбатской площади трамвая №15 и троллейбуса №2 могло происходить только ДО ТОГО, как троллейбус пошел по улице Арбат. Иными словами, моя версия датировки этого фото 1934-ым годом (в котором трамвай №15 ЕЩЁ был на площади, а троллейбус УЖЕ доходил до неё и не имел пока возможности доехать через Арбат до Дорогомилова) пока не опровергнута. «Я тáк думаю»©

shchipok  сказал 21 октября 2010, 10:52

Настоятельнейше прошу Вас, уважаемый Adrian, дать ссылку на источник, где есть ТОЧНАЯ дата пуска троллейбуса маршрута №2 через Арбатскую площадь 10-ого декабря 1934 года. Дело в том, что Ваша реплика с такой информацией (которая пока ещё не подкреплёна ссылкой) рушит мою вполне правдоподобную версию датировки (1934 г.). Прошу прощения за занудство, но я не могу не согласиться со справедливостью слов Марины Цветаевой «Хронология – посох исследователя».

Adrian сказал 23 октября 2010, 15:40

Можно, конено, предположить,что троллейбус пошёл за полгода до открытия маршрута.Но есть ли тому какие-нибудь доказательства? Всё-таки легче предположить,что трамвай идёт не по своему маршруту(через арбатскую пл.трамваи ходили все 30-е годы),чем троллейбус ещё не по проложенному.А что № 2 был пущен 10.12.1934г. иформация открытая, http://fot.com.ru/index.php?showtopic=24458

shchipok  сказал 23 октября 2010, 17:17

Да, маршрут от Дорогомилова ещё не был проложен, или "открыт", как сообщает некто "Аккорд1970": <<<10.12.1934 – открыт маршрут Дорогомиловская застава – пл. Революции по ул. Б. Дорогомиловская, Арбат, Коминтерна, Охотному ряду>>> (http://fot.com.ru/index.php?showtopic=24458). Вероятно, этот Аккорд великий знаток-энциклопедист по части истории городского транспорта в Москве. Бывает!!! Но ведь до декабря 1934 г. линия ("вторая") до Дорогомилова ещё не была ЗАКОНЧЕНА (Ваша ссылка на http://trolley.ruz.net/history/short.htm). Так почему не предположить (как,например, со случайным проходом трамвая №15 по площади), что троллейбус УЖЕ ходил по улице Коминтерна до Арбатской площади, "дожидаясь" продления (заканчивания линии) до Дорогомилова через Арбат?

Photosnob  сказал 23 октября 2010, 20:57

Есть еще белые пятна в истории транспорта в те (и в другие) годы ,например: как объяснить присутствие трамвая №4(Богородское-ЗД? Кирова) на площади Революции (снимок http://www.oldmos.ru/photo/view/7143)

shchipok  сказал 24 октября 2010, 03:39

Присутствие трамвая №4 на пл. Революции как "белое пятно" в истории транспорта? «Элементарно, Ватсон!»© Надо только ВЧИТАТЬСЯ в таблицу, где расписана история трамвайного маршрута №4 (http://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-004.htm), и обратить внимание на период 1931-1935 гг. – особенно на ТРИ графы, посвящённые 1935 году, в двух из которых поминается такой отрезок пути как «Театральный пр., Охотный ряд, Моховая ул.». А теперь («Внимание! Следите за руками!») почему бы не предположить, что в какой-то период по какой-то причине (предположим, по случаю завершения строительства в этом месте первой линии метро) трамваи пускались по байпасу в этом месте на задворках гостиницы «Москва» (ведь её фасад примерно в тоже в это время бурно завершался). As simple as that! «Я тáк думаю»©

Olgara  сказал 23 октября 2010, 17:46

Трамвай из трёх вагончиков, как мне кажется.

shchipok  сказал 23 октября 2010, 18:59

Да не кажется, а именно так и есть: первый вагон тяговый (в просторечии - моторный), а два остальных - прицепные. Трёхвагонные трамваи - обычнейшее дело для Москвы тех лет, особенно до пуска метро.